| 1 | 2 |

М.А. – Ну, и, наверное, с Сосинскими встречались?

Т.К. – После их отъезда из Америки папа регулярно переписывался с Сосинскими и, конечно, мы встречались с ними в Москве. Бронислав Владимирович знал, что папа очень любил Чуковского, и устроил встречу с ним. Корней Иванович отдыхал в Барвихе. Я очень хорошо помню эту встречу: там было озеро или пруд и Чуковский со мной катался на лодочках, а когда я ему предложила: "пойдемте грабить” – рассмеялся. Гребля-грабли-грабить... Он смеялся. Когда мы были в России осенью 1960 года, Сосинские повезли нас в Переделкино, показывали могилу Пастернака, и мы получили даже приглашение посетить его дом.

М.А.Вы не обсуждали, почему Сосинские уехали в Советский Союз?

Т.К. – Сосинские уехали из-за детей. Сначала один сын поехал учиться, решил там остаться, а следом за ним Бронислав Владимирович и Ариадна Викторовна с младшим сыном решили переехать в Москву. Кстати, он написал о папе статью в "Детской литературе”, в которой и пропаганда замешалась... Думаю, ему вписали. Тогда нельзя было без пропаганды.

М.А.Федор Степанович страдал ностальгией?

Т.К. – Нет, это не было в его характере. Но – тосковал, конечно, по русской природе и по сестре. Он очень любил ездить в Россию.

М.А. – Татьяна Федоровна, вы принадлежите известной семье. И Федотовы, и Рожанковские были бы очень знамениты в России, если бы не "неприятность” 1917-го. Но и в эмиграции ваша семья хранила верность русской культуре. И, как немногие, сумела интегрировать русскую культурную традицию в западный контекст. Были ли у вас идеи увековечить как-то память о своих замечательных родственниках здесь, в США? Или в России? Создать какой-то музей, устроить выставки?

Т.К. – Обязательно. Но первое дело – сохранить архивы. От дедушки у меня на руках очень мало что осталось. Бабушка еще при жизни сдала все в Бахметевский архив. И то, что осталось в семье, я собираюсь сдать туда же, чтобы коллекция не распалась. В России Сергей Бычков, исследователь наследия Георгия Петровича, издает 12-томное собрание сочинений Федотова. Историки и исследователи в России находят много новых материалов о Георгии Петровиче. С Рожанковским же все сложнее и в чем-то интереснее складывается. Несколько лет тому назад я вдруг получаю письмо от американской четы Эллен, из Коннектикута. Она – экономист, он – социолог, оба издали несколько книг. Так вот они начали собирать материалы о папе. Папа ничего не хранил, да многое и терялось во время переездов из страны в страну. Ведь как Федотовы, так и папа – с одним чемоданом уезжали из оккупированного Парижа. Эллен нашли старые парижские афиши (папа несколько лет работал главным художественным редактором в рекламном агентстве). Они отыскали все его книги; уточнили какие-то неясности в библиографии... Они нашли в Public Library все старые издания журнала "Лукоморье”, в котором печатались папины зарисовки с фронта во время Первой мировой войны. Каталогизировали книги. К сожалению, на этом все остановилось. Сам Эллен скончался. И работа прекратилась. Вдова передала мне кое-что, несколько коробок осталось пока у нее. Надо, конечно, все издать. В США многое сохраняется университетами, именно – по истории русской эмиграции. Скажем, Бахметевский архив при Колумбийском университете. Архив Томаса Витни хранится в Амхерст-колледже.

М.А.Томас Витни более 30-ти лет поддерживал "Новый Журнал” и был бессменным президентом его корпорации. Человек он был богатый, но не все богатые американцы, прямо скажем, поддерживают русскую культуру в Америке. Томас же выделил очень большой грант на создание Русского культурного центра в Амхерст-колледже, его alma mater. Директором Центра до сих работает друг Витни – проф. Стэнли Рабинович, который преданно хранит и умножает коллекцию. Там же, кстати, хранится и коллекция живописи, собранная Томасом Витни. Вот где место для работ Федора Степановича, он ведь был еще и акварелист.

Т.К. – Мы были знакомы с Витни, и в его архиве есть несколько работ и писем Рожанковского. А у меня осталось много папиных картин, сохранились оригиналы его иллюстраций, что само по себе – большая ценность. Оригиналов иллюстраций немного, ведь поначалу издательства не были обязаны возвращать их художникам. Словом, я занимаюсь этим и надеюсь, что творчество Рожанковского займет подобающее ему место в русской культуре ХХ века.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Лодыженская Екатерина Ивановна (1917–2009) – врач-педиатр. Эмигрировала с родителями во Францию, потом в США. Была президентом Пушкинского общества в Америке.

2. Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965) – религиозный философ, один из основателей направления интуитивизма в философии. В 1922 году выслан из России на "философском пароходе”. С 1947 г. после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.

3. Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1977) – философ, историк религии и культуры. В марте 1920 года нелегально перешел польскую границу. До 1944 года был профессором Кенигсбергского университета. Участвовал в экуменическом движении, член Палаты Всемирного союза христианских церквей. С 1947 году – в США, преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии, в Колумбийском университете. Был председателем Русской академической группы в США в 1971–1977 гг. и одним из основателей "Записок РАГ”.

4. Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979) – протоиерей; богослов, философ и историк; один из основателей Всемирного совета церквей. С 1948 г. в США. Декан Свято-Владимирской духовной семинарии.

5. Спекторский Евгений Васильевич (1875–1954) – правовед. В 1920 году эмигрировал. Жил в Чехословакии, затем в Югославии. В 1934 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук. После войны переехал в США. С 1947 – профессор Св. Владимирской православной духовной академии.

6. Боголепов Александр Александрович (1886–1980) – богослов, церковный писатель. В 1922 выслан на "философском пароходе”. Был членом правления Русского научного института в Берлине (1923–1934), профессор права Русского юридического факультетта в Праге (1924–1928). С 1951 г. в США. Профессор канонического права и преподаватель русского и церковнославянского языков в Свято-Владимирской духовной семинарии. Был председателем РАГ в США (1966–1970).

7. Новицкий Георгий Исакиевич (1889–1966) – инженер, общественный деятель. Эмигрировал в США в 1920-х, жил в Нью-Йорке, затем в Лейквуде.Один из основателей, позже – председатель Общества друзей Свято-Сергиевской русской православной богословской академии в Париже, Православного богословского фонда. 17 лет был председателем Общества друзей русской культуры. С 1952 года – почетный член Свято-Сергиевской академии.

8. Слоним Марк Львович (1894–1976) – писатель, публицист. Жил в эмиграции в Берлине, в Праге. В 1926 был одним из руководителей Русского заграничного исторического архива, входил в совет Русского народного университета в Праге. Редактировал журнал "Социалист-революционер”. Руководитель литературного объединения "Кочевье” (1928–1938 гг.). В 1941 выехал в США. С 1943 года преподавал русскую литературу в Сент-Лоуренс Колледже.

9. Извольская Елена Александровна (1896–1975) – переводчик, издатель. Эмигрировала во Францию, затем в США. Принимала участие в издании ж. "Третий час”.

10. Верховский Сергей Сергеевич (1907–1986). Эмигрировал с родителями в Чехословакию в 1921, затем переехал во Францию. Окончил Парижский университет и Свято-Сергиевский богословский институт в Париже (1936). Член РСХД. Преподавал в Институте историю философии, догматическое и нравственное богословие. Член епархиального совета Русского Экзархата Константинопольского Патриархата от мирян (1946–1951). Переехал в США в 1951. Профессор Свято-Владимирской семинарии.

11. Шмеман Александр Дмитриевич (1921–1983) – протопресвитер в Православной церкви в Америке; богослов. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945), рукоположен в 1946. В 1945–1951 – преподаватель церковной истории в Свято-Сергиевском институте. В 1951 – настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре. С 1951 – преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии, в 1962–1983 – декан семинарии. Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. В течение 3-х десятилетий вел религиозную программу на радио "Свобода”. В 1979–1983 – председатель РСХД.

12. Мейендорф Иоанн, свящ. (1926–1992) – протопресвитер. Окончил Свято-Сергиевский ин-т в Париже, Сорбонну. Один из организаторов Всемирной федерации православной молодежи "Синдесмос” (1953). В 1959 г. переехал в США, профессор патрологии в Свято-Владимирской семинарии, затем – декан (до 1992). Видный деятель экуменического движения, член центрального комитета Всемирного Совета Церквей (ВСЦ).

13. Сосинский Бронислав Брониславович (наст. имя Бронислав-Рейнгольд-Владимир Сосинский-Семихат; 1900–1987). В Гражданскую войну был в армиях Деникина и Врангеля, эмигрировал в 1921 в Константинополь. В 1922 – в Болгарии, затем в Берлине. Вместе с В. Андреевым, Г. Венусом, С. Либерманом, А. Присмановой – в группе "4 + 1”; в 1924 уехал в Париж. В 1928 в Париже в литературном объединениеи "Кочевье”. Во время Второй мировой войны вступил в Иностранный легион, попал в плен. Пробыв 3 года в концлагере, в 1943 освободился, вступил в ряды Сопротивления. После войны работал в ООН в Нью-Йорке. В 1960 вернулся с семьей в Россию.

14. Бобрицкий Владимир Васильевич (1898–1986) – художник. В 1917–1920 входил в группу харьковских авангардистов. Организовал группу "Союз семи”. Эмигрировал в 1921. В 1923 переехал в США. Занимался сценографией, прикладной графикой. Публиковал рисунки в американских журналах. Принимал участие в Международной выставке в Филадельфии (1923), выставке русской живописи и скульптуры в Уилмингтоне (1932), выставках Art Directors Club в Нью-Йорке.

15. Добужинский Мстислав Валерианович (1875–1957) – художник, участник объединения "Мир искусства”. В 1924 году принял литовское гражданство и уехал из России. С 1929 г. – ведущий художник литовского Государственного театра. В 1935 г. уехал в Англию. С 1939 года жил в США.

16. Киселев Александр Николаевич (1909–2001) – свящ., протопресвитер. В эмиграции в Эстонии с 1918 года. Священник РПЦЗ; как священник, принимал деятельное участие в создании РОА, вице-председатель Общества "Народная Помощь” при КОНР (Комитет Освобождения Народов России) для оказания социальной помощи семьям чинов РОА; один из духовных наставников будущего Патриарха Московского Алексия II.

17. Слободская Елена Алексеевна (1925–2003). Дочь князя А. С. Лопухина. Эмигрировала в 1935 г. с родителями сначала в Эстонию, затем в 1941 г. в Германию, в 1949 г. в США. Вместе с мужем протоиереем Серафимом Слободским играла заметную роль в становлении и развитии воскресных школ для детей русских эмигрантов в США. Автор "Азбуки” и многих учебных пособий. Была создателем и много лет главным редактором и издателем детского журнала "Трезвон”.

18. Струве Никита Алексеевич (1931). Внук П. Б. Струве. Окончил Сорбонну и с 1950-х гг. преподавал в Сорбонне русский язык. Активный член РСХД. Директор издательства "YMCA-Press”. Главный редактор журналов "Вестник Русского христианского движения” и "Le messager orthodoxe”. Профессор русской литературы университета Париж X-Нантер

© 2001 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" | Адрес для писем: zhz@russ.ru
По всем вопросам обращаться к Татьяне Тихоновой и Сергею Костырко | О проекте