Главная » Статьи » Мои статьи

В категории материалов: 1
Показано материалов: 1-1

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
ФЕДОТОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1886–1951), русский историк, философ,
публицист. Родился 1 (13) октября 1886 в Саратове. В биографии и
духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих
российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой
дворянской семьи (Саратов, затем Воронеж), пережитое уже в гимназические
годы увлечение марксизмом, в 1904–1910 участие в социал-демократическом
движении, аресты, ссылки, жизнь в эмиграции. В дальнейшем, однако,
Федотов отходит от революционной деятельности. Окончательно определяется
круг его научных интересов – средневековая история (окончил в 1912
историко-филологический факультет Петербургского университета, где был
учеником известного медиевиста И.М.Гревса). В 1917–1924 Федотов
преподавал историю Средних веков в Саратовском университете, работал
переводчиком в частных издательствах Петрограда, участвовал в
деятельности религиозно-философского кружка. С 1925 в эмиграции (Берлин,
затем Париж). В 1926–1940 – профессор Православного богословского
института в Париже. В 1931–1939 редактировал журнал «Новый Град». Вскоре
после оккупации Франции нацистами эмигрировал в США. С 1943 был
профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, много
сил отдавал публицистике (прежде всего в «Новом журнале»).

Еще в
России Федотов опубликовал ряд исследований, посвященных европейскому
Средневековью: «Письма» Бл. Августина (1911), Боги подземелья (1923),
Абеляр (1924), Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского (1925). В
центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается
преимущественно духовная культура средневековой Руси: Св. Филипп
Митрополит Московский (1928), Святые Древней Руси (1931), Стихи духовные
(1935), Русское религиозное сознание: христианство в Киевской Руси,
1946). Существенное место в творческом наследии Федотова занимает
философская эссеистика (более 300 статей). Философия истории и культуры
Федотова имела религиозно-метафизические основания: он стремился
следовать принципам христианской историософии. Не принимая крайностей
антропоцентристского гуманизма, он в то же время критически оценивал и
радикальный теоцентризм (в частности, критиковал «теоцентрическое
богословие» К.Барта). В целом Федотов позитивно воспринял учение о
«богочеловечестве» Вл.С.Соловьева, видя в этой концепции, как и в
философии «общего дела» Н.Ф.Федорова, опыт христианского оправдания
культурно-исторического творчества человека. Федотов последовательно
отказывался видеть в христианской эсхатологии лишь указание на
неизбежность конца, отрицающего традицию земного, «общего дела» многих
поколений в строительстве мира культуры. Отстаивая в своих работах
непреходящее, абсолютное значение культурных ценностей, он полагал, что
это значение сохраняется даже в эсхатологической перспективе.

В
своей метафизике истории Федотов был принципиальным критиком идеологии
исторического детерминизма в его различных вариантах:
рационалистическо-пантеистическом («гегельянство»), историческом
материализме («абсолютизация косных, материальных сил») и
религиозно-провиденциальном («давление Божественной воли»). Христианская
историософия, согласно Федотову, признает в истории трагическую
мистерию, единственным главным героем которой является человек, каждое
действие и каждый выбор которого историчны. При таком взгляде на историю
она не может быть сведена к череде даже самых эпохальных исторических
событий и объяснена некой «логикой» исторического развития. Для Федотова
идея детерминированного прогресса – всеобщими законами или, в
религиозной ее версии, волей Провидения, – как и для многих его
предшественников в русской мысли (от славянофилов до Ф.М.Достоевского и
Вл.С.Соловьева), была неприемлема прежде всего по нравственным
основаниям, как игнорирующая или даже исключающая значение свободы
нравственного выбора личности.
Мои статьи | Просмотров: 365 | Добавил: fedotov | Дата: 31.05.2012