Георгий Петрович Федотов

(1886 – 1951)                                    О внешности и характере Г. П. Федотова

                                                                      О смерти Г. П. Федотова

 

                                                                               

ФЕДОТОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1886–1951), русский историк, философ, публицист. Родился 1 (13) октября 1886 в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой дворянской семьи (Саратов, затем Воронеж), пережитое уже в гимназические годы увлечение марксизмом, в 1904–1910 участие в социал-демократическом движении, аресты, ссылки, жизнь в эмиграции. В дальнейшем, однако, Федотов отходит от революционной деятельности. Окончательно определяется круг его научных интересов – средневековая история (окончил в 1912 историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником известного медиевиста И.М.Гревса). В 1917–1924 Федотов преподавал историю Средних веков в Саратовском университете, работал переводчиком в частных издательствах Петрограда, участвовал в деятельности религиозно-философского кружка. С 1925 в эмиграции (Берлин, затем Париж). В 1926–1940 – профессор Православного богословского института в Париже. В 1931–1939 редактировал журнал «Новый Град». Вскоре после оккупации Франции нацистами эмигрировал в США. С 1943 был профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, много сил отдавал публицистике (прежде всего в «Новом журнале»).

Еще в России Федотов опубликовал ряд исследований, посвященных европейскому Средневековью: «Письма» Бл. Августина (1911), Боги подземелья (1923), Абеляр (1924), Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского (1925). В центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается преимущественно духовная культура средневековой Руси: Св. Филипп Митрополит Московский (1928), Святые Древней Руси (1931), Стихи духовные (1935), Русское религиозное сознание: христианство в Киевской Руси, 1946). Существенное место в творческом наследии Федотова занимает философская эссеистика (более 300 статей). Философия истории и культуры Федотова имела религиозно-метафизические основания: он стремился следовать принципам христианской историософии. Не принимая крайностей антропоцентристского гуманизма, он в то же время критически оценивал и радикальный теоцентризм (в частности, критиковал «теоцентрическое богословие» К.Барта). В целом Федотов позитивно воспринял учение о «богочеловечестве» Вл.С.Соловьева, видя в этой концепции, как и в философии «общего дела» Н.Ф.Федорова, опыт христианского оправдания культурно-исторического творчества человека. Федотов последовательно отказывался видеть в христианской эсхатологии лишь указание на неизбежность конца, отрицающего традицию земного, «общего дела» многих поколений в строительстве мира культуры. Отстаивая в своих работах непреходящее, абсолютное значение культурных ценностей, он полагал, что это значение сохраняется даже в эсхатологической перспективе.

В своей метафизике истории Федотов был принципиальным критиком идеологии исторического детерминизма в его различных вариантах: рационалистическо-пантеистическом («гегельянство»), историческом материализме («абсолютизация косных, материальных сил») и религиозно-провиденциальном («давление Божественной воли»). Христианская историософия, согласно Федотову, признает в истории трагическую мистерию, единственным главным героем которой является человек, каждое действие и каждый выбор которого историчны. При таком взгляде на историю она не может быть сведена к череде даже самых эпохальных исторических событий и объяснена некой «логикой» исторического развития. Для Федотова идея детерминированного прогресса – всеобщими законами или, в религиозной ее версии, волей Провидения, – как и для многих его предшественников в русской мысли (от славянофилов до Ф.М.Достоевского и Вл.С.Соловьева), была неприемлема прежде всего по нравственным основаниям, как игнорирующая или даже исключающая значение свободы нравственного выбора личности.

Традиции, сохраняющей единство истории, постоянно угрожают социальные катастрофы, в первую очередь войны и революции. Федотов не разделял взгляд Ж.де Местра и Н.А.Бердяева на революцию как на «суд Божий над народами». Не был он склонен видеть в революционных потрясениях и необходимое условие социального прогресса. Для него революция – всегда разрыв традиции, результатом чего становятся неисчислимые человеческие жертвы и опасность социальной и культурной деградации. «Великих революций не так много в новой истории. В сущности, русская революция стоит третьей в ряду – после Англии и Франции... Всякая «великая», т.е. отличающаяся жестокостью классовой борьбы, революция заканчивается личной тиранией». За революционное «величие» приходится платить и тяжким трудом последующих поколений, вынужденных продолжать дело культурного строительства на революционном пепелище. В идеализации революции, в создании революционного мифа Федотов видел опаснейший идеологический соблазн. Не отрицая нравственного содержания лозунгов Французской революции, в которой, по его словам, действовали и «силы добра, и сатанинские силы», он был убежден, что последние в ней возобладали, результатом чего стал невероятный террор, «столетие смут», «сломленный дух» народа, упадок моральной и культурной жизни. В своей критике революционного мифотворчества Федотов не делал исключения и для более мирного опыта английской революции. На протяжении жизни неизменным оставалось его убеждение, что трагедия октября 1917 не была следствием случайных факторов и имела глубокие корни в русской истории. В то же время Федотов не разделял точку зрения, что большевистский переворот стал неизбежным, фатальным итогом этой истории (в частности, он был не согласен в данном вопросе с Н.А.Бердяевым). «Не разделяя доктрины исторического детерминизма, мы допускаем возможность выбора между различными вариантами исторического пути народов». В истории, по Федотову, «царит свобода», это живой, непрерывный процесс исторического творчества, в котором нет места механическому автоматизму, фатальной предопределенности событий. Отвечая на вопрос, был ли неизбежен переворот октября 1917, Федотов утверждал: «Не все в русской политической жизни было гнило и обречено. Силы возрождения боролись все время с болезнетворным ядом. Судьба Росси до самого конца висела на острие – как судьба всякой живой личности».

Федотов остро реагировал на кризисные тенденции в развитии европейского общества в 20 в., уже в 1920-е годы писал об опасности фашизма и неизбежности военной катастрофы. В то же время в своих оценках перспектив развития человечества он в равной мере отвергал как различные формы утопического прожектерства, так и исторический пессимизм, идею «заката» западной цивилизации. В одной из своих последних работ (Христианская трагедия, 1950) он писал о творческой роли христианства в истории европейской и русской культуры. Среди подлинно христианских художников он называл прежде всего Достоевского.

Умер Федотов 1 сентября 1951 в Бэконе (шт. Нью-Джерси, США).

 

 

СОЧИНЕНИЯ
Г.П.Федотова

Святые Древней Руси

Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса)

Об антихристовом добре
(О "Трех разговорах" Вл.Соловьева)

Певец империи и свободы
(О Пушкине)

О гуманизме Пушкина

Будет ли существовать Россия?

Россия и свобода

____

Cтатьи и материалы 
о Г.П.Федотове

Н.А.Бердяев
Существует ли в Православии свобода мысли и совести? (В защиту Г.П.Федотова)

Свящ. А.Мень
Лекция о Г.П.Федотове
Возвращение к истокам

 

 

Источник:

http://www.peoples.ru/science/philosophy/fedotov/

 

 

[Запись о рождении Г. П. Федотова из метрической книги (левая сторона)]

 

[Запись о рождении Г. П. Федотова из метрической книги (правая сторона)]

 

 

        

Запись и об именинах и семейных праздниках   Записи о Дне рождении и именинах
в дневнике-календаре за 1902/1903 гг.                   «Georges'a» (Георгия Петровича Федотова)
брата Г. П. Федотова                                                     в дневнике-календаре за 1902/1903 гг.
Бориса Петровича Федотова.                                     его брата Бориса Петровича Федотова
День рождения «Georges'a»                                        [Фрагмент страницы].
(Георгия Петровича Федотова) выделен                [Из личного архива
эллипсом - также, как и его именины.                   Федотова Константина Борисовича]
[Фрагмент страницы].
[Из личного архива
Федотова Константина Борисовича]

 

   

Запись и об именинах и семейных праздниках   Записи о Дне рождении и именинах
в дневнике-календаре за 1903/1904 гг.                   «Жоржа» (Георгия Петровича Федотова)
брата Г. П. Федотова                                                     в дневнике-календаре за 1903/1904 гг.
Бориса Петровича Федотова.                                     его брата Бориса Петровича Федотова
День рождения «Жоржа»                                           [Фрагмент страницы].
(Георгия Петровича Федотова) выделен               [Из личного архива
эллипсом - также, как и его именины.                  Федотова Константина Борисовича]
[Фрагмент страницы].
[Из личного архива
Федотова Константина Борисовича]

 

    

Запись в графе приходов (доходов) и расходов   Запись в графе приходов (доходов) и расходов
семьи Федотовых                                                           семьи Федотовых
в дневнике-календаре за 1903/1904 гг.                  в дневнике-календаре за 1903/1904 гг.
брата Г. П. Федотова                                                    брата Г. П. Федотова
Бориса Петровича Федотова.                                   Бориса Петровича Федотова.
Запись за 1 октября (по юлианскому                     Запись за 1 октября (по юлианскому
календарю) гласит: «Подарокъ Жоржу»              календарю) гласит: «Подарокъ Жоржу»
(Георгию Петровичу Федотову; выделена           (Георгию Петровичу Федотову).
эллипсом).                                                                      [Фрагмент страницы].
[Фрагмент страницы].                                                [Из личного архива
[Из личного архива                                                     Федотова Константина Борисовича]
Федотова Константина Борисовича]

 

 

Заявление Г. П. Федотова с его подписью. <ГАСО. Ф. 53. Оп. 1 (1909). Д. 64. Л. 128>

< Л. 128>
Начальнику
Саратовского Губернского Жандармского
Управленiя

Георгiя Федотова

Заявленie.

Прошу возвратить мне отобран-
ный при обыскѣ паспортъ,
письмо и тетрадь   .
Г. Федотовъ.

9 iюня 1909.
Все, отобранное у меня при обы-
скѣ, и паспорт за № 333 3 iюня 1909 г.
получилъ.

Георгiй Федотовъ.


[Сохранена орфография оригинала
]

 



                         [Рукописный текст Заявления]

 

 


Заявление Г. П. Федотова с его подписью. <ГАСО. Ф. 53. Оп. 1 (1910). Д. 63. Л. 125>

< Л. 125>
Въ Саратовское Губернское

Жандармское Управленiе

дворянина Георгiя Федотова

Заявленie.

Прошу выдать моей матери, Елизаветѣ
Федотовой, книги и рукописи, отборан-
ныѣ у меня при обыскѣ в iюнѣ ме-   .
сяцѣ 1910 г. на дачѣ в именiи Буков-
скихъ. В числе книг находились:
1) Ак. и Л. Н. Веселовскiй. Собр. Соч. 2 тома
2) М. Воложинъ. Стихотворенiя
3) Scartaззini. Dante - Handbuch
4) Dante. Dinina Comedia
5) Christianter Philisipher der Kunst

Г. Федотовъ

в сент. 1912 г.
Ассернъ Лифл. губ. Санаторiя Красного Креста


[Сохранена орфография оригинала]


Примечание:

На верхней части листа выставлена печать с вписанной датой:
17 сентября

На листе также имеется пересеченная строка:
Никольская ул. № 7

 

                         [Рукописный текст Заявления]